МОШЕННИКИ ПРИГЛАШАЮТ ЛЮДЕЙ НА КУРСЫ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ – РАССКАЗАЛ МАРАТ САФИУЛИН
Финансовые пирамиды используют интерес людей к обучению: если раньше они представлялись инвестиционными и брокерскими компаниями, то сегодня все чаще именуют себя школами и курсами по финграмотности. Об этом рассказал Марат Сафиулин, управляющий Федеральным фондом по защите прав вкладчиков и акционеров в ходе Недели финансовой грамотности в Тверской области, которая проходит при поддержке АРФГ с 8 сентября по 8 октября 2022 года.
«Надзор за недобросовестной рекламой усилился, поэтому мошенники открывают свои «курсы», «школы». Они рекламируют даже не инвестиционные и брокерские услуги, а вебинары, уроки финансовой грамотности», – предупреждает эксперт.
Он отметил, что образовательные организации не имеют права привлекать инвестиции, а также назвал приметы мошенников, среди которых – навязчивая реклама, предложение после обучения вложить средства в «школу» или проект с доходностью намного выше рыночной, бонусы за вовлечение в пирамиду родственников и друзей.
При этом популярны и все прежние форматы: предложение вложить деньги в криптовалюту, инвестирование в медицину и т. д. Охотно называются кредитными кооперативами, при этом не числятся в реестре Банка России, подделывают известные бренды, самое распространенное – приставка «Сбер» в зеленых тонах. Эксперт предупредил, что нельзя переводить деньги на карты и электронные кошельки, на счета неизвестных ИП, осуществлять переводы до востребования. Стоит обратить внимание на следующие моменты: например, в договоре не говорится о возврате денег, или договор об инвестициях, а прописаны в нем консультационные услуги, или же договор подписывается другой организацией и деньги направляются другой конторе. Он также посоветовал не следовать бездумно советам даже близких людей, ведь пирамида как раз и предполагает обогащение первых «вкладчиков», остальные, приведенные ими участники становятся жертвами мошенников.
«Самая мощная реклама – живой пример обогащения. Сарафанное радио: вот вчера сосед ходил пешком, а сегодня приехал на мерседесе. Большинство пострадавших решаются передать мошенникам деньги, убедившись, что обогатились их родственники, друзья. Вызывает доверие и участие в рекламе любимых артистов. Но нужно понимать, что это элемент шоу: артист или певец вряд ли профессионально разбирается в финансовом рынке», – отметил эксперт.